Самосогласованное решение

Глава 2. Неопознанный баззард

Олег выругался про себя и сказал:

После этого он нажал на дисплее подтверждение приёма цифровых данных, передал команду бортовому компьютеру и почти сразу же отправил расчётную траекторию в диспетчерскую. Те так же быстро её подтвердили. Печаль. В ядре Известного Космоса уже почти не осталось миров, возле которых можно пилотировать вручную. Компьютер корабля ведёт умные бесе­ды с компьютером диспетчерской, а роль пилота сводится к бесплодным препираниям с дис­петчером и нажатию кнопки согласия с предложенным маневром. А теперь ещё вот лоцман. Надо будет себе автоматический кнопконажиматель заказать. И речевой синтезатор для бе­сед с диспетчером.

Личная яхта Олега представляла собой прыжковый корабль с плазменными двигателями, пи­тающимися от световых батарей. В принципе, она имела разгонный блок на атомарном во­дороде для посадки на планеты и последующего взлёта с них, но сейчас Олег оставил этот блок на земной орбите. Если понадобится, на поверхность Валгаллы он сможет спуститься на лифте. Впрочем, скорее всего, на этот раз ему на поверхность спускаться будет вовсе не­зачем. Да и вообще, когда я последний раз опускался на поверхность планеты иначе как на лифте? Состарился я и обуржуазился. Воя того больше нет... откуда это, про вой?

А с дру­гой стороны, это ведь и хорошо — цивилизация шагает семимильными шагами, орби­тальными лифтами уже оснащены все промышленно развитые колонии и немалая доля не­развитых. И новые колонии основывают гораздо легче, чем во время первых волн. Ну, сна­чала, конеч­но, разведка, биохимические исследования, климатические исследования, оценка потенциала терраформирования. Потом проводят планетологическое обследование, находят стабильный вы­ход скального грунт вблизи экватора, и высаживают туда пару-тройку работяг с буровой установкой, бульдозером, экскаватором и бетономешалкой. Цемент и арматуру им сбрасы­вают. Они бурят в скале дырки, вставляют арматуру, закладывают анкеры для тросов, заливают бетоном — получает­ся фундамент наземной станции лифта. Потом с Альфы, Пепперленда или той же Валгаллы перебрасы­вают свежесобранную орбитальную станцию лифта с гигантскими катушками тросов из уг­леродных нанотрубок. Гиперприводу практически безразлична масса переносимого груза, ограничения есть лишь по объёму. То, что не входит в границы зоны квазиэвклидова про­странства, может повредить приливными силами, но у грузовых гиперприводов квазиэвкли­дов радиус бывает больше двух километров. Лифт переносят к планете, выводят на стацио­нарную орбиту, привязывают к концам троса на двух катушках по грузику и запускают гру­зики в разные стороны — один к поверхности планеты, аккурат к подготовленному работяга­ми фундаменту, другой вверх, в качестве противовеса. Потом полгода монтажных работ по установке на тросы перемычек, демпферов колебаний, тензодатчиков и линейных электро­двигателей для кабин лифта — и планета готова к приёму колонистов.

Никакой романтики эпохи ковчегов. Для колониста путешествие занимает немногим больше времени, чем трансатлантический перелёт на субзвуковом самолёте, немногим дороже по деньгам, сопоставимо по комфорту и, пожалуй, даже безопаснее. После прибытия к услугам колонистов мгновенная связь с любой точкой Известного Космоса, трансляция веб-сайтов и телепрограмм, а кто соскучится по старому дому, друзьям или родственникам — может сле­тать домой в отпуск или даже на выходные.

Доставка груза тоже вполне обозрима по деньгам, и существенно дешевле, чем доставка лю­дей. Человека везут на орбиту с большим бережением, в капсуле с многократно резервиро­ванной системой жизнеобеспечения, с тормозным двигателем и теплозащитой для входа в атмосферу, на случай, если при аварии линейных электродвигателей автоматика отстрелит капсулу от троса, да ещё предусмотрен многодневный запас кислорода, воды, еды и энергии, на случай, если тормозные двигатели откажут или у них не хватит дельта-вэ для входа в ат­мосферу, чтобы паксы могли летать по орбите и ни о чем не беспокоиться. На каждого пакса приходится по несколько тонн разного резервного и аварийно-спасательного оборудования.

А грузы обычно везут без спасательного оборудования. К ним даже, наоборот, прикрепляют тротиловые или гексогеновые шашки, чтобы при входе в атмосферу после аварийного отстрела от троса расколоть контейнеры и сам груз на мелкие куски, которые или сгорят, или долетят до поверхности с малой терминальной скоро­стью. Поэтому если пассажирский билет в космос сравним по цене с пассажирским билетом на трансатлантический авиарейс, то цена за килограмм груза сравнима с ценой доставки того же груза через Атлантику на контейнеровозе. Многие даже мебель с собой с Земли захваты­вают, всякие там бабушкины комоды, дорогие как память. Вместе с колонистами сразу при­бывает тяжёлая строительная техника, промышленное оборудование, каркасы, стеновые па­нели и перекрытия для строительства домов и промышленных зданий, цементные и ас­фальтовые заводы под ключ. По экономике, строительство поселений новой колонии почти не отличается от строительства нового жилого или промышленного района на окраине горо­да освоенной планеты.

На Земле, в Эквадоре, специально построен лифт для подъёма негабаритных грузов, его на­земная станция стоит прямо на пирсе грузового терминала морского порта. Котлы и турбо­генераторы для электростанций, фермы мостов или, скажем, ректификационные колонны для нефтеперерабатывающих заводов они отправляют в космос прямо с палубы сухогруза. Могут и сам сухогруз отправить — в восемьсот девяносто третьем, по случаю юбилея компа­нии, они действительно вывезли на орбиту списанный круизный газотурбоход. Он пару лет висел, привязанный тросами к станции, но потом его все-таки утащили на орбиту вокруг Марса. Слиш­ком уж он большой был, всех беспокоила мысль, что будет, если он начнёт сходить с орби­ты. Но что-то не находится заказчиков на межпланетную перевозку океанских кораблей в сборе. Все-таки спускать такое с орбиты очень дорого, получается дешевле на месте со­брать.

Рандеву с лоцманом прошло без осложнений. Лоцман оказался молодым парнем, на вид не больше тридцати стандартных лет. Олег усадил его в кресло второго пилота и они отправи­лись к собственно лифту.

Лифт Асгард выглядел как хаотически разрастающееся сооружение — да, впрочем, он и был таковым. Оригинальные конструкции центрального тела лифта, возведённого более двухсот пятидесяти лет назад, давно уже скрылись под более новыми надстройками. Сначала стыко­вочные аппараты размещались непосредственно по окружности центрального тела станции, «объекта Зеро», но станция постоянно нуждалась в дополнительных стыковочных узлах и в увеличении расстояния между ними для приёма все более и более крупных кораблей. Раз­мещать их можно было лишь на высоте планетостационарной орбиты. Поэтому, уже через двадцать лет после ввода лифта в эксплуатацию, вокруг центрального тела был сооружён кольцевой тоннель с новыми стыковочными аппаратами, соединённый с центральным телом пешеходными и грузовыми тоннелями, трубопроводами, кабелями и несущими фермами. Через пятнадцать лет стало тесно и на этом кольце, так что пришлось строить ещё одно, на этот раз эллиптическое, с большой полуосью, вытянутой вдоль экватора планеты. Через сто лет стало ясно, что расширение за счёт эллиптических колец не обеспечивает достаточного темпа прироста количества причалов, поэтому были возведены две сателлитные станции в десяти километрах на запад и на восток от оси лифта, удерживаемые на орбитах собственны­ми ионными двигателями и соединённые с центральным телом лифта подпружиненными тросами и эластичны­ми тоннелями. Тяжёлые корабли старались пристыковывать к сателли­там, чтобы уменьшить колебания башни.

Выше и ниже плоскости стыковочных аппаратов башня лифта была окружена независимо вращающимися кольцами административных и жилых комплексов — таможни, транспорт­ных агентств, диспетчерской, квартир для персонала, гостиниц для транзитных пассажиров и для отдыха экипажей кораблей. Кольца не имели иллюминаторов (бедных паксов стошнит, если они будут смотреть на вращающуюся вокруг них вселенную), зато их внешние поверх­ности с равными интервалами были увешаны утюгообразными спасательными шлюпками. Эти кольца тоже неоднократно надстраивались, расширялись и перестраивались. Олег по­следний раз был здесь чуть больше пятидесяти лет назад, и ни одного кольца он не узнал.

Олег окинул взглядом корабли, пристыкованные к центральному телу и объекту «Виски» (объект «Ехо» был скрыт днищем корабля, и Олег считал неудобным переключать обзорные экраны, чтобы не отвлекать лоцмана). К объекту «Виски» были пристыкованы три больших пассажирских лайнера с лениво вращающимися тороидальными пассажирскими секциями. Олег уверенно опознал только один, класса «Куин Мэри» - такие суда выполняли регуляр­ные рей­сы между Землёй и крупными колониями. Из грузовых кораблей здесь, на лифте Ас­гард, можно было заметить только относительно лёгкие почтово-багажные транспорты да герме­тизированные рефрижераторы для скоропортящихся пищевых продуктов — ананасы с Альфы, охлаждённый лосось с Зиппанга, степные тараканы с Пепперленда... Весь я в чём-то французском, весь я в чём-то испанском, из Москвы в Нагасаки, из Нью-Йорка на Марс... Тя­желовозы причали­вают к лифту Винланд, на Асгарде капсулы лифтов предназначены для пассажиров и малогабаритных грузов, двадцатифутовый контейнер в неё и не запихаешь.

У объекта «Зеро» стыковочные аппараты были заняты лёгкими аппаратами — преимуще­ственно, лоцманскими катерами и бизнес-джамперами. Олег с некоторым удивлением заме­тил два планетных разведчика класса «Локи». Даже в космосе, с убранными шасси и лопа­стями посадочных винтов, они удивительно походили на тяжёлые грузовые вертолёты.

Лоцман свернул световые батареи, подвёл яхту к стыковочному узлу и быстро причалил. Олег отметил, что маневриро­вал парень при сближении довольно аккуратно, а вот саму сты­ковку можно было бы прове­сти и помягче, но вслух ничего говорить не стал.

Карантинные сертификаты у Олега были в полном порядке — он не был на Земле и не кон­тактировал с землянами больше пяти стандартных лет. Впрочем, сейчас, после постройки орбитальных лифтов, когда миллионы человек и сотни тысяч тонн сельскохозяйственной продукции каждый год покидали Землю и прибывали в колонии, все эти карантины превра­тились в простую и практически пустую формальность. Человек освоил космос, и вместе с ним в космос проникли организмы, сумевшие освоить человека — кроме, пожалуй, некото­рых из тех, кому, кроме человека, нужен какой-то ещё промежуточный хозяин.

Под контролем лоцмана, Олег выровнял давление и открыл люк стыковочного аппарата.

На стороне станции его ожидала целая делегация, возглавляемая молодым человеком, воз­раст которого Олег определил лет в сто сорок-сто пятьдесят. Имея много возможностей по­наблюдать за процессом старения, Олег обнаружил эмпирические — но удивительно точные — правила поведения для разных возрастов. Начиная лет так с семиде­сяти и лет примерно до ста шестидесяти человек своим возрастом гордится и всячески под­чёркивает его — носит старомодную и демонстративно поношенную одежду, часто ходит с тростью, даже если она на самом деле не нужна, не делает регенерацию кожи на лице, не за­крашивает седину в волосах, а у кого этой седины нет или оказывается маловато, часто целе­направленно подкрашивает волосы прядями в соответствующий цвет. К ста шестидесяти го­дам большинству это надоедает и они впадают в другую крайность — чуть ли не ежегодная регенера­ция кожи, часто не только на лице и руках, но и на всем теле, молодёжный стиль одежды и причёски, злоупотребление молодёжным жаргоном, представления о котором обычно фор­мируются на основе общения с пра-правнуками и интернетных публикациях. Седина или лысина на этой фазе, разумеется, не вписываются в образ, поэтому седину закра­шивают, либо идут на дорогостоящие операции по пересадке или регенерации волосяных лу­ковиц. По мере на­блюдения за ровесниками, проходящими ту же фазу, человек начинает за­мечать новые и но­вые признаки возраста — взгляд, характер­ная «экономная» манера движе­ний — и пытается избавиться и от них, так что на всем протя­жении фазы имитация молодо­сти принимает все более и более изощрённые формы — и именно по степени этой изощрён­ности можно безошибочно определить, как давно эта фаза нача­лась. В какой-то момент, на Земле обычно приуроченный к двухсотому дню рождения (в ко­лониях этот момент подвер­жен несколько большим колебаниям), человек решает, что его все это достало, и следует со­рокалетняя фаза «естественного старения», когда человек снова принци­пиально не прибегает к средствам косметической регенерации.

Симптоматика следующей фазы отличается несколько большим разнообразием — человек возобновляет регенерацию кожи, но делает это уже в разумных пределах, так что большую часть времени его кожа выглядит на «средний возраст». Манера одеваться, причёсываться и выражаться при этом обычно становится экстравагантной, что человек определяет для себя как «поиск собственного образа». Обычно, когда Олега просили перечислить симптомы ста­рения, на описании этой фазы он и останавливался, приговаривая что «ходить бывает склиз­ко по камушкам иным». На самом деле, он и сам, иногда с интересом, а иногда и с беспокой­ством думал, как он нынешний, трёхсот тридцатилетний, будет выглядеть с высоты возраста лет в четыреста? Впрочем, до четырёхсот лет ещё дожить надо, а если статистика не врёт, то шансов у меня немногим более полста процентов...

Так вот, глава делегации выглядел на сто сорок-сто пятьдесят земных лет. Лицо его было покрыто крупными морщинами и пигментными пятнами (часть выглядела подрисованными), он был одет в штаны с вытянутыми коленками и рубашку с заплатами на локтях, носил очки с роговой оправой и — как показалось Олегу — с плоскими стёклами, имел трость, которую сейчас, в невесомости, он держал двумя руками наперевес, демонстрировал отсутствие лево­го верхнего клыка (хотя вот уж зуб-то вырастить...) и слегка шепелявил. На Земле и в коло­ниях с низкой гравитацией он бы, наверняка, ещё и сутулился, но здесь, на Валгалле, с её тя­готением в 1.4 земного «же», проблемы с позвоночником — это «момен­тально в море», поэтому их стараются корректировать при самых малейших признаках. Олег даже слышал — но не имел случая наблюдать на практике — что реально сутулящегося про­хожего могут прямо на улице упаковать в скорую помощь.

Представился он как тингман Лейф Йохансон (Олег часто сбивался в валгальской системе имен, принимая отчество за фамилию, но сейчас он решил сосредоточиться и запомнить, что обращаться к дяденьке надо тингман Лейф), поименовал Олега полным титулом и сказал, что для собрания арендован конференц-зал в люкс-секции отеля. Представители Альтинга и командование Лейданга сейчас едут на лифте. Если лифт придёт по расписанию, начнём в течении стандартного получаса. Вся делегация вместе с Олегом погрузилась в карт, похо­жий на тележки «американских горок», в которых пассажира вместо ремней прижимала к креслу жёсткая опускающаяся сверху рама. При доставке пассажиров с поверхности на ко­рабль, их сажают в такие кресла ещё внизу и непременно выдают пакетики для блевания. Если дело дойдёт до отстрела кабины лифта и её входа в атмосферу, кресла могут сработать как противоперегрузочные, но главная задача — это удержать пассажиров на ме­стах во время того короткого интервала, когда кабина лифта заканчивает разгон, переворачи­вается и начинает торможение. Потом, на центральном теле лифта, карт вывозят из кабины лифта и, отправляют по соединительным тоннелям прямо к кораблю. Всю зону нулевой гра­витации пассажир проезжает, пристёгнутый к креслу, и освобождается только в искусствен­ной гравитации пассажирских отсеков лайнера... или гостиницы, как сейчас. Когда защёлка рамы освободилась, Олег выбрался из кресла и с некоторым трудом поймал равновесие — он пробыл в невесомости не так уж долго, но почему-то переход от нулевой гравитации ему всегда давался чуть сложнее.

Люкс-секция отеля выглядела действительно по люксовому: отделанные натуральным дере­вом герметичные двери номеров с тщательно замаскированными уплотнителями, паркетный пол, закрытый пушистой ковровой дорожкой, лепные декоративные панели, бронзовые све­тильники, обзорные экраны в декоративных рамах, имитирующих окна. Только заметная при движениях кориолисова сила и табло аварийной сигнализации наводили на мысль о том, что отель находится в космосе. Подъем всего этого декора с поверхности на лифте был не так уж дорог, а лишний вес считался даже полезным: более массивный вращающийся «бу­блик» создавал больший гироскопический эффект, стабилизируя тело станции.

Конференц-зал тоже был отделан роскошно, с массивным эллиптическим столом из нату­рального дерева (скорее всего, из валгалльского клёна, но Олегу доводилось видеть и хоро­шие, без микроскопа не разберёшься, имитации валгалльского клёна, полученные морением карельской березы), массивными кожаными креслами, мягким освещением и ненавязчивой, но мощной вентиляцией. Там уже сидели человек восемь — преимущественно, астрономы, экзобиологи и планетологи. По крайней мере двое из учёных не выглядели кабинетными, и Олег поставил себе галочку поинтересоваться, кто из них прилетел на Локи. Также присут­ствовал военный атташе Новой Калифорнии, что на Альфе. Что-то многовато военных, в контактах с серафимами такого не было... а впрочем, от серафимской колонии S1 до бли­жайшей нашей больше ста петаметров, быстро они до нас не долетят, так что и практической военной опасности они не представляют. А когда неизвестный корабль приближается к гу­стонаселённой колонии, военных не грех бы и пригласить. Мы мирные люди, но наш броне­поезд...

Олегу выдали папочку с бумажками — все, что известно о приближающемся корабле. Там не было почти ничего, что он уже не знал бы из новостей. Единственное, что тут все-таки были официальные бумажки, не было сомнений в том, что ничто из информации — особен­но вызвавшая столько шума частота пинча — не придумано жадными до сенсации журнали­стами.

Неизвестный корабль с двигателем баззарда тормозится в двадцати трёх петаметрах от систе­мы Валгалла. Вектор скорости корабля проходит примерно в шести петаметрах от звезды, но, судя по направлению тормозного факела, они все-таки намерены попасть куда-то побли­же к центру системы. Поскольку вектор тяги направлен не вдоль траектории, точно опреде­лить направление, с которого изначально шёл корабль, невозможно. Изотопный состав фа­кела свидетельствует об очень высокой степени сгорания; частота пинча (пятьсот тринадцать герц), температура и форма факела в точности соответствуют доступным данным по тяжёлым серафимским термоядерным двигателям. Скорость плазмы в факеле и её массу можно определить с довольно высокой точностью, так что тяга двигателя достоверно оцени­вается в один и две с копейками гиганьютон, сто двадцать метрических тонн-сил. Сопротивление магнитной ловушки оценивается не с такой высокой достоверностью: не зная форму ловушки, можно определить только количество газа, доходящего до камеры сгорания, но не количество газа, расталкиваемого в стороны. Так или иначе, на данной скорости и с учётом плотности газа в окрестностях Валгаллы, оно получается в районе пятисот плюс-минус сотня меганьютон. Ускорение корабля по текущим данным оценить сложнее. Масса корабля получается не менее двухсот тонн, но не более полутора килотонн, скорее всего, все-таки, в районе одной килотонны или немного больше. Оценка в тысячу тонн следует из того, что именно при этой массе и при такой тяге он должен войти в систему Валгаллы с разумной конечной скоростью. Конечно, на малых скоростях сопротивление ловушки будет уменьшаться, да и баззард будет обеспечивать меньшую тягу, но, при массе в тысячу тонн, они, возможно, везут с собой запас водорода или чего-то другого для окончательного торможения. Так или иначе, время прибытия корабля получается примерно через шесть стандартных лет: около трёх лет, если они будут лететь со скоростью, близкой к текущей (что маловероятно); пять целых восемь десятых года, если они будут равномерно тормозиться (что тоже маловероятно, но ближе к реалистичной оценке).

Олег оглянулся на остальных людей за столом. Они тоже просмотрели бумажки, тоже не на­шли ничего принципиально для себя нового и интересного, тоже стеснялись переходить к делу до прибытия остатка комитета, и тоже скучали — некоторые откровенно играли во что-то (один, судя по характерным движениям пальцев, в тетрис) на телефоне или рисовали в приложенных к папке блокнотиках какие-то то ли диаграммы, то ли рожи инопланетян, дру­гие пялились в бумажки, изображая глубокомыслие. Олег тоже достал из кармана свой теле­фон и запустил орбитального пакмана. Не дали кораблём порулить, так я хоть на симуляторе попробую скомпенсировать.

Олег как раз съел вишенку и прикидывал маневр для атаки на ближайшее привидение, когда дверь конференц-зала открылась и вошли политики и военные. Олег с сожалением застопо­рил игру и посмотрел на вошедших. Среди них была Катя. За триста лет она, конечно, изме­нилась, но нельзя сказать, что в худшую сторону. Судя по состоянию кожи на лице, регене­рировалась она в последний раз лет двадцать назад, так что невнимательный наблюдатель дал бы ей лет сорок-пятьдесят, даже несмотря на сильную седину. Катя, по-видимому, знала, что он приглашён в комитет. Во всяком случае, она совершенно не удивилась, увидев его. Они расстались очень давно и не очень по хорошему, поэтому Олег привстал из кресла и молча изобразил преувеличенно вежливый поклон. Катя ответила ему таким же поклоном, ровно настолько же преувеличенным, и на этом они коммуникацию завершили. Интересно, в качестве кого она здесь? Она была в гражданской одежде, так что служба в Лейданге отпа­дает... депутат или технический сотрудник Альтинга? Почему бы нет, кстати.

Тингман Лейф — похоже, он взял на себя функции председателя, и никто не возражал — представил присутствовавших и вновь прибывших. Катю представили как тингфро Екатери­ну — ну да, депутат. И, наверное, не совсем простой депутат, раз её в этот комитет назначи­ли. В политики, значит, подалась на старости лет. Олег стал вспоминать, как у них тут орга­низован этот Альтинг — он помнил, что депутаты избираются на пять лет, но не мог вспо­мнить, какой у них режим работы: на полный рабочий год или только на время заседаний? Задумавшись об этом, он пропустил мимо ушей часть представлений — а, пофиг, всё равно у меня плохая память на имена, а если к кому-то придётся обратиться, изображу старого ма­разматика.

Закончив с представлениями, Лейф перешёл к делу. Повторять написанное в бумажках он, слава Финаглу, не стал, а сразу сказал, что корабль слишком похож на серафимский, и поэто­му мы пригласили в качестве эксперта по серафимам эрла Олега, более известного как фри­мен-уоррар Олег Злотников. Олег как-то не ожидал, что его сразу вытащат выступать, но и отпираться было неудобно. Он встал и прокашлялся.

По выражениям лиц, особенно по выражениям лиц военных, Олег понял, что он неудачно выбрал формулировку. Конечно, так или иначе пришлось бы сказать, что серафимы не от­правляют простые релятивистские зонды, но Олег умудрился выбрать формулировку, из ко­торой получалось, что эта штука обязательно является серафимским туннелеукладчиком. Хотя, в общем, ниоткуда это, пока что, однозначно не следовало.



Hosted by uCoz