Главенствующее заблуждение нашего времени - это вера, что возможные пути развития России исчерпываются двумя вариантами: построением национального государства (или, точнее, нации-государства) по западноевропейскому образцу и империей (что бы под этим ни подразумевалось).
В зависимости от того, что мы подразумеваем под империей, это заблуждение можно квалифицировать либо как ложную дихотомию (нам заявляют, что альтернатив всего две, в то время как их больше), либо как подмену понятий (мы согласились на одну трактовку слова "империя", а нам заявляют, что мы согласились с тем, что подразумевает под империей собеседник - но это совсем не то, с чем мы соглашались!).
Сама дихотомия нация-империя восходит приблизительно к временам, когда державы-победители делили Австро-Венгерскую империю на части. Примерно к тем же временам восходит и слоган об "исторически неизбежном распаде империй" и их превращения в совокупности наций-государств. Слоган этот носил узко-демагогический характер и придумывался для оправдания однократного (хотя и крупномасштабного) действия, так что его можно было бы и проигнорировать, если бы не два обстоятельства.
Первое обстоятельство состоит в том, что этот же слоган использовался для оправдания другого крупномасштабного действия: развала (или роспуска?) Советского Союза, поэтому в умах постсоветских граждан он связан с психологической травмой, и возможно поэтому многие, даже умные и порядочные, люди при одном упоминании имперско-национальной дихотомии теряют способность мыслить здраво. В чем именно состоит нездравость мышления типичного постсовка на эту тему, я вкратце упомянул выше и постараюсь подробнее объяснить ниже, пока что же давайте просто зафиксируем этот момент. Так сказать, поставим метку для дальнейшего возвращения, благо HTML это позволяет.
Второе же обстоятельство совершенно банально, но многие этатисты о нем, похоже, забывают. Дело в том, что ни одно государственное образование, будь это империя, нация, гидравлический деспотизм или племенной союз, в писанной (да и неписанной) истории человечества не существовало вечно. Нередко случалось, что на одной и той же территории последовательно возникали государства, претендовавшие на, или даже реально имевшие некоторую преемственность друг с другом. Самый впечатляющий пример такого рода дает нам Китай, и не случайно этатисты всех мастей китайским опытом очень интересуются, хотя часто и дают этому опыту самые превратные толкования.
Срок жизни государств невелик даже по человеческим меркам, и у разных государств подозрительно близок по срокам. На эту тему рассуждало много народу. Постсоветскому читателю наиболее знакома теория этногенеза Гумилева-младшего (ошибка Гумилева в том, что он отождествляет государственное образование с этносом, но даже в контексте нации-государства к такому отождествлению надо относиться весьма осторожно, в контексте же многоэтнического государства оно просто опасно). Обсуждение же того, что могло бы быть реальной причиной государственной смертности, увели бы нас в сторону от основной темы.
Так или иначе, все известные историкам государства распадались, так что основ для экстраполяции вполне достаточно и можно говорить о практической (слова "историческая неизбежность" слишком отдают гегельянством и его ублюдочным потомком, марксизмом) неизбежности распада государств любого типа, в том числе и современных государств-наций. Так что и любая государственность, которую удастся построить в России, будет не вечна, и известной удачей государственного строительства будет, если построенное переживет нынешнее поколение.
Но дело, собственно, не в этом. Логика наших империалистов (почему-то часто именующих себя националистами) примерно такова:
Любопытно, что многие мыслители и деятели демократической ориентации с позднесоветских времен совершали и продолжают совершать ту же ошибку, но с обратной стороны: собрав блуждающие в общественном сознании негативные ассоциации со словом Империя - бравого солдата Швейка, "Тюрьму народов" и прочее, делают вывод, что Россия не должна быть похожа на эти негативные примеры (с чем я согласен), а должна быть похожа на антитезу им всем - нацию-государство западного образца. Данное рассуждение является чистой воды ложной дихотомией.
Из этого логического тупика можно выйти, лишь дав четкое (пусть даже и излишне широкое, как предлагаемое мною определение империи как любого полиэтнического государства) определение всем используемым терминам, и стараться придерживаться этого определения и не обращая внимание на все блуждающие в общественном сознании дикие ассоциации - а слово Империя такими ассоциациями перегружено выше всякой меры.
Но выбравшись из этого тупика, мы встаем перед самым главным вопросом: чего же все-таки мы ждем от российского государства и чего мы можем от него требовать?